«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось…», — так было положено начало первому крупному историческому произведению художника — «Утро стрелецкой казни».
Великий русский живописец родился в Красноярске 24 января 1848 года.
Суриковы являлись потомками казачьего рода, среди их предков даже был атаман одного из сибирских казачьих полков. Художник гордился своими корнями и писал о родных местах: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
Картины русского художника Василия Сурикова знают и почитают во всех уголках планеты. Его исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» стали мировыми шедеврами живописного искусства.
Три исторические картины — «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» — считаются вершиной творчества Василия Сурикова. Все они хранятся в Третьяковской галерее. Искусствоведы объединяют их в серию «Историческая трилогия».
Самая ранняя датированная работа Василия Сурикова — «Плоты на Енисее». Он написал ее, когда ему было четырнадцать. Такие плоты он упоминал в рассказах об опасных мальчишеских играх на реке Енисей: «Мальчиками мы, купаясь, чего только не делали. Под плоты ныряли: нырнешь, а тебя водой внизу несет». Эту акварель Суриков выполнил под руководством своего первого учителя, Николая Гребнева. Вместе они часто ходили писать пейзажи на открытом воздухе.
Картина рассказывает о событиях церковного раскола XVII века. Феодосия Морозова — активная представительница старообрядчества, женщина страстная и фанатичная, которая не поддержала реформ церкви. За приверженность к «прежней» вере и конфликт с царем ее арестовали, лишили имения и сослали в монастырь, в ссылке она скончалась.
«Утро стрелецкой казни» — первое крупное историческое произведение художника.
На холсте шириной почти в четыре метра мастер запечатлел Москву конца XVII века. Когда молодой Петр I только вступил на трон, он был в отъезде, и несогласные с правлением стрельцы устроили очередной мятеж. В июне 1698 года они попытались свергнуть царя и присягнуть его сестре Софье. Бунт был подавлен, мятежников приговорили к казни.
Сюжет ее связан с первыми воспоминаниями художника. Еще совсем маленьким он вместе с матерью ездил к родственникам в Торгошинскую станицу на другой берег Енисея.
«Вот на том берегу я в первый раз видел, как «городок» брали. Толпа была. Городок снежный. И конь черный прямо мимо меня проскочил, помню. Это, верно, он-то у меня в картине и остался», — рассказывал мастер.
Взятие городка было любимой забавой сибиряков. Для игры строилась ледяная крепость с крепкими стенами, затем участники делились на команды и начинали борьбу. Нападающие шли в атаку на лошадях, а защитники отпугивали их криками и хворостинами. Играли до тех пор, пока кони не прорвутся и снежный городок не рухнет.
Интересные факты:
- Единственный в жизни большой заказ. В 1877 году Василий Суриков взялся написать четыре фрески для храма Христа Спасителя в Москве. Ему предстояло трудиться два года, но оплата была весомой — давали 10 тысяч рублей (в те годы городской архитектор в Подмосковье получал за год 300 рублей, а городской голова — 1500).
- 17 июня 1983 года Красноярская краевая Художественная галерея была преобразована в Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова. (https://www.surikov-museum.ru/)
- В 1959 году был снят фильм о жизни и творческом пути знаменитого русского живописца-передвижника В.И.Сурикова. Режиссер: Анатолий Рыбаков.