История Усинского тракта: Путь длиной в столетие

Больше-Ойский пограничный хребет. 1906 год. Фото Н. Федорова

Усинский тракт, магистральная автомобильная дорога, соединяющая Абакан и Кызыл, является не только важнейшей транспортной артерией, но и символом многолетнего труда и усилий множества людей. Давайте погрузимся в историю этого значимого пути.

Начало пути: Усинский пограничный округ

В 1886 году был выделен Усинский пограничный округ из Минусинского округа. В то время дорог в округе не было, и сообщение осуществлялось по реке Енисей и летним вьючным тропам. Необходимость строительства дороги через Усинский округ стала очевидной, чтобы облегчить торговлю, военные операции и способствовать заселению малообжитых районов. Торговля с Китаем велась по вьючным тропам, что было быстрее, чем через Иркутскую губернию.

Планы и первые шаги

В 1896 году минусинские купцы, такие как Г.П. Сафьянов, начали ходатайствовать о проведении дороги через Усинский округ. Исследования маршрута, проведенные Сафьяновым, и работа старшего техника Сибирского тракта Сикорского, показали высокую стоимость строительства. Тем не менее, в 1906 году по настоянию начальника Усинского округа В.А. Александровича, был разработан проект колёсной дороги инженером Глебовичем, завершенный в 1910 году.

Подготовка дорожного полотна. Усинская колесная дорога. 1913 год.

Строительство Усинского тракта

Строительство дороги началось в августе 1910 года. Подрядчиками стали крестьяне А.А. Курилов и К.И. Иванов, начальником строительства был назначен Эпингер, инженером — П.Н. Широков. Дорога, разбитая на три участка, строилась вручную крестьянами и переселенцами, а позже — каторжанами и политссыльными. В октябре 1913 года был завершен первый участок, и к 1916 году — второй. Однако революционные события 1917 года приостановили работы на третьем участке.

Восстановление и модернизация

После гражданской войны началось восстановление Усинской дороги, и с 1925 года к работам было привлечено население Минусинского уезда. В 1932 году на тракт пришли первые автомобили. Завершение строительства предусматривалось к концу 1935 года, и к этому времени тракт был построен от Минусинска до государственной границы. Началась работа по реконструкции дороги для автомобильного транспорта, были построены новые мосты и переправы.

Современное развитие

После вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР, местное управление дорожного строительства продолжило работу над модернизацией тракта. С 1945 года началось автобусное сообщение между Кызылом и Абаканом. В 1954 году начались работы по асфальтированию дороги, завершенные к концу XX века. Были построены новые мосты через таежные реки и Енисей, и в 1996 году завершен обход опасного Веселого Косогора.

Ремонт и раширение пути на Усинском трактеукладки водосточных труб. 1961 год. Фото Райкова.

Значение Усинского тракта

Усинский тракт не только связал Россию и Туву, но и открыл для Тувы выход к Транссибирской магистрали, положив начало строительству автодорог внутри республики. Сегодня этот путь продолжает играть важную роль в транспортном сообщении и экономическом развитии региона.

Рады поделиться важной вехой в истории нашего региона. В юбилейный год Красноярского края и Ермаковского района состоялось открытие памятного знака.

📹 Смотрите видеоролик с церемонии открытия ниже и делитесь своими впечатлениями!

Постоянная ссылка на это сообщение: https://mbukecks.ru/2024/06/30/history-of-the-usinsky-tract/